Основы вождения мотоцикла – это первое, что нужно знать ещё до покупки транспортного средства. Некоторые люди полагают, что управление мотоциклом почти не отличаются от вождения велосипеда.
Однако, это заблуждение. Есть большая разница. Поэтому, обязательно следует пройти базовое обучение, чтобы не стать «донором органов» после первой поездки на мотоцикле. К тому же учитывайте, что для управления мотоциклом необходимы права.
Основы вождения мотоцикла
Обязательное базовое обучение предполагает, что ваш инструктор обучает вас основам управления мотоциклом. Небольшие базовые знания перед посещением курса CBT всегда приветствуются. Так как это должно немного облегчить процесс в течение дня.
Кстати, изучить управление мотоциклом можно по указанной ссылке. А сейчас, давайте взглянем на органы управления мотоциклом. Объяснены основные элементы управления, которые необходимо знать, а также схема их расположения.
Некоторые элементы управления и функции расположены в одном и том же месте, независимо от того, какой мотоцикл используете. Например, если едете с механической коробкой передач, рычаг сцепления всегда будет располагаться на левом руле.
Другие элементы управления, такие как звуковой сигнал, например, могут быть расположены немного в другом месте. В зависимости от того, какой мотоцикл используете.
Элементы управления мотоцикла
Следует заметить, что такие функции, как кик-стартер или тахометр, могут вообще не быть оборудованы. Всё это зависит от модели мотоцикла. Однако, имеются элементы, характерны для все видов байков.
Основные элементы управления на руле, которые необходимо изучить:
- Рычаг сцепления;
- Индикаторы/сигналы;
- DIP-переключатель дальнего/ближнего света фар;
- Мигалка фар;
- Гудок;
- Дроссельная заслонка.
Рычаг сцепления доступен только на мотоциклах с механической коробкой передач. Как и следует из названия, рычаг управляет сцеплением. Когда рычаг нажат, двигатель отключает мощность от заднего колеса.
А когда рычаг отпускают, мощность восстанавливается на заднем колесе. Базовое понимание управления сцеплением мотоцикла (нахождение точки прикуса) помогает предотвратить сваливание при трогании с места и остановке.
А также как остановить сваливание для дальнейшего движения. Используйте сцепление, чтобы:
- выбрать первую передачу, подготовка для движения;
- переключать повышенную и пониженную передачи в зависимости от оборотов двигателя, чтобы двигатель не глох при остановке;
- выбрать нейтральную скорость;
Использование сцепления для переключения передач
Вы можете тянуть рычаг сцепления так быстро, как пожелаете. Но при отпускании рычага потребуется устойчивое и плавное отпускание. Особенно если трогаетесь с места, чтобы предотвратить остановку.
Всеми четырьмя пальцами левой руки полностью прижмите рычаг сцепления к рулю до упора. Выберите необходимую передачу, затем плавно отпускайте сцепление. Это всё, что нужно знать об использовании рычага сцепления.
Основы вождения мотоцикла
Не на всех мотоциклах есть рычаг сцепления. Полностью автоматические мотоциклы не имеют рычага сцепления. По сути, вы крутите и едете (дроссель), и все переключение передач / работа сцепления выполняются автоматически.
Обычно рычаг заднего тормоза устанавливается вместо рычага сцепления. Полуавтоматические мотоциклы также не имеют рычага сцепления. Можете выбрать нужную передачу, и вся работа сцепления будет выполняться за вас автоматически.
Индикаторы мотоцикла
Переключатель, управляемый большим пальцем, обычно находится на левой стороне руля. Хотя некоторые модели мотоциклов могут иметь левый индикатор и правый индикатор на руле.
Используйте индикаторы, чтобы сообщить другим участникам дорожного движения, когда собираетесь изменить направление движения. При этом загорится зелёный мигающий свет, информирующий о том, что этот элемент управления активен.
Не забудьте отменить сигнал после того, как изменили направление. Многие тесты основ вождения мотоцикла проваливаются из-за того, что индикатор сигнала остаётся включённым слишком долго после изменения направления.
DIP-переключатель фар мотоцикла
Используйте большой палец левой руки для управления и переключения между дальним и ближним светом. Когда включён дальний свет, на приборной панели обычно загорается синяя сигнальная лампа.
Дальний свет очень яркий и ослепляет других водителей, затрудняя им видимость. Ночью переключайтесь с дальнего на ближний свет, когда видите приближающееся транспортное средство или когда следуете за ним.
Основы вождения мотоцикла — мигалка фар
Включите мигалку в качестве альтернативы звуковому сигналу, чтобы предупредить других. Если думаете, что они вас не заметили. Используйте мигалку в качестве предупреждения, если считаете, что ваш гудок не будет услышан.
Звуковой сигнал
Подайте звуковой сигнал, чтобы предупредить других участников дорожного движения. Если считаете, что они вас не заметили. Следует учитывать, что законодательством установлены часы, когда можно и когда нельзя использовать звуковой сигнал.
Дроссельная заслонка
Часто старые и/или более дешёвые мотоциклы имеют воздушную заслонку. Дроссель – это устройство, помогающее при запуске холодного двигателя путём изменения количества воздуха в топливно-воздушной смеси, сжигаемой двигателем.
Более современные или более дорогие мотоциклы имеют другую систему регулирования подачи топлива (впрыск топлива). И заботятся об этой топливной смеси за вас с помощью автоматической воздушной заслонки.
При запуске холодного двигателя:
- переведите ручку воздушной заслонки в положение «включено»;
- заведите двигатель;
- когда двигатель прогреется, услышите, как он начнёт работать быстрее. Медленно переместите воздушную заслонку в выключенное положение.
Важно, чтобы воздушная заслонка возвращалась в закрытое положение после того, как двигатель прогреется. Невыполнение этого требования может привести к тому, что двигатель будет работать быстрее, чем обычно.
Это приведёт к трудностям в управлении, особенно при замедлении. Кроме того, это также вызовет повышенный износ двигателя, потенциальные проблемы с перегревом и увеличение расхода топлива.